Задача противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации – это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне. Как терроризм, так и экстремизм, имеют самую опасную форму проявления преступности, вследствие которой наступают тяжкие последствия, которые создают опасность гибели человека, препятствия, сопутствующие развитию общества и государства, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных тяжких последствий.
Возможные модели профилактики экстремизма.
1. Модель профилактики, основанная на усилении роли традиционных институтов социализации.
В основе данной модели лежит идея рационального сокращения свободного, неконтролируемого пространства социализации молодого человека. Действия органов власти должны быть направлены на усиление и интеграцию воспитательного воздействия семьи, школы, учреждений профессионального образования различного уровня, общественных объединений, средств массовой информации. Жизнедеятельность подростка или молодого человека протекает в искусственно созданных конструктивных, позитивных полях, в рамках которых происходит его взросление, усвоение норм и стереотипов поведения в обществе, решение важнейших мировоззренческих проблем. Основным ресурсом данной модели является система образования, представляющая собой наиболее организованный, проникающий практически во все сферы жизнедеятельности общества, институт. В основе модели лежит средовой подход, когда государством и местным самоуправлением создаются такие условия для молодого человека, которые существенно снижают проявления экстремисткой активности. Для успешной реализации модели необходимо создание и развитие позитивных молодёжных средств массовой информации, способных выполнять гражданскую, социализирующую функцию.
Важное место в общей системе профилактики отводится деятельности детских и молодёжных общественных объединений, задачей которых является организация позитивного развивающего досуга подростков и молодёжи. Чтобы их деятельность была эффективной и привлекательной для молодого поколения требуется оказание органами власти системной комплексной поддержки подобным объединениям. Это позволит развить материально-техническую базу, кадровый, социальный, творческий потенциал общественных организаций.
Данная модель может рассматриваться как вариант оперативного вмешательства государства в ситуацию в случае роста экстремистских проявлений в молодёжной среде. Также данная модель может быть применена и в отдельных регионах, находящихся на периферии, где слабо развито общественное молодёжное движение, и процесс социализации молодого поколения, в основном, протекает в рамках традиционных институтов. Реализация данной модели предполагает формирование правового сознания молодёжи, её информирование о правовых последствиях участия в экстремистской деятельности (приложение).
2. Модель профилактической работы, ориентированная на снижение деструктивного потенциала молодёжных субкультур.
В основе данной модели лежит деятельность государства и местного самоуправления по разработке механизмов, направленных на оптимизацию функционирования разнообразных молодёжных сообществ, являющихся носителями тех или иных субкультур, существующих в современной России. Молодое поколение переживает сегодня бурный рост разнообразных неформальных молодёжных объединений, движений, групп, объединяющихся по самым разным основаниям. Некоторые из этих субкультур носят ярко выраженный экстремистский характер.
Сегодня именно молодёжные субкультуры могут рассматриваться как структуры, формирующие и реализующие экстремистскую активность. В связи с этим профилактика экстремизма в молодёжной среде может идти в направлении снижения деструктивного потенциала молодёжных субкультур. Можно выделить две базовые стратегии реализации данной модели. Во-первых, это деятельность, ориентированная на разрушение и/или переориентацию молодёжных субкультур, осуществляемая специалистами. В этих целях необходимо создавать поля для реализации агрессивных, экстремальных проявлений молодых людей, удерживая их в рамках действующего законодательства и социальных норм. Наиболее успешно эта стратегия может быть реализована через развитие экстремальных видов спорта, содержащих элементы риска – альпинизм, велоспорт, мотокросс, сноуборд, паркур и т.д. При этом параллельно, там, где это возможно, происходит разрушение «управленческого ядра» носителей субкультуры, а также перевод молодёжного сообщества в новое деятельное русло позитивной направленности. Во-вторых, деятельность, направленная на создание и внедрение в молодёжное поле новых субкультур, являющихся социально позитивными или же имитирующих экстремистскую активность. Здесь органы власти создают и финансируют молодёжное объединение, которое имеет привлекательный для молодёжи образ, стиль отношений, тип деятельности и вовлекает в сферу своего влияния максимально большое количество молодёжи. Оптимальным выглядит создание нескольких таких движений, реализующих интересы и предпочтения разных категорий молодёжи.
|