О профилактике этнического сепаратизма
30.07.2017 08:29

Сущность сепаратизма - в проявлении тенденций к отделению этнических групп внутри целостных национальных образований.  С точки зрения социально-политической сущности, «сепаратизм — это требование суверенитета и независимости для этнически обозначенной территории. Это требование направлено против государственной власти страны проживания». B российском законодательстве нет определения сепаратизма, что затрудняет пресечение его в рамках правового поля. Вместе с тем, ориентиром для определения значения слова «сепаратизм» может стать Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 года. Под «сепаратизмом» в ней понимается деяние, направленное на нарушение территориальной целостности государства, в том числе на отделение от него части территории, или дезинтеграцию государства, совершаемое насильственным путем, а равно планирование и подготовка такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему».


Вследствие коренного изменения геополитического положения России, сложных процессов на международной арене перед нашей страной достаточно актуально стоит проблема сохранения своей территориальной целостности. Сепаратизм ведет к подрыву российской государственности. Особое значение в связи с проблемой сепаратизма играет религия. Другим фактором, способствующим возникновению сепаратистских движений, можно считать проблему усиления миграции.


Опасность сепаратизма состоит в том, что сокращение пространственных пределов государства, как правило, ведет к сокращению ресурсов (не только природных, но и людских), которые могут быть использованы для его самосохранения и развития. По этой причине в каждом государстве сохранение территориальной целостности отнесено к его наиболее значимым интересам, которые принято называть жизненно важными.


Воздействие сепаратизма на безопасность России может проявляться в различных сферах по-разному. В политической сфере сепаратизм способен привести к следующим негативным последствиям:

  • общей дестабилизации ситуации в стране;

  • ослаблению государственного суверенитета и выходу отдельных территорий из-под контроля федеральных властей;

  • появлению организаций, выступающих под лозунгами сепаратизма и обладающих значительным политическим влиянием;

  • подрыву авторитета федеральной власти среди населения страны;

  • возникновению проблемы беженцев, которая может иметь серьезные политические и социально-экономические последствия.

 

В военной сфере сепаратизм может привести к возникновению ряда деструктивных процессов:

  • нарушению военной инфраструктуры страны;

  • установлению экстремистскими группами контроля над территорией, занимаемой военными объектами;

  • созданию в районах действия сепаратистских движений баз террористов, а также появлению новых каналов проникновения на территорию России оружия, взрывчатых материалов и наркотиков;

  • превращению отдельных районов страны в очаги военного противостояния федеральным силам.

 

Сепаратизм способен подорвать экономический потенциал страны в результате дезорганизации хозяйственной жизни не только на региональном, но и на федеральном уровнях. В духовной сфере сепаратизм ведет к распространению националистических идей, которые способствуют радикализации сознания и политического поведения населения страны.

Президент России В.В. Путин подписал Указ об утверждении Стратегии национальной государственной политики России на период до 2025 года. Основными вопросами национальной политики являются четыре позиции:

  • сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности;

  • обеспечение прав коренных малочисленных народов и нацменьшинств;

  • создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

  • поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с нашей страной.

 

Приоритетными направлениями являются совершенствование государственного управления и развитие международного сотрудничества в сфере национальной политики, создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. Необходимо также развивать систему гражданско-патриотического воспитания, совершенствовать взаимодействие властей с институтами гражданского общества и др.


Учитывая, что этнический сепаратизм, этнополитический экстремизм и международный терроризм представляют угрозу национальной безопасности страны, помимо специальных мер, необходимы:

 

а) профилактика этнического сепаратизма и этнополитического экстремизма, которая предполагает:

  • формирование в обществе неприятия идей экстремизма, как негативного явления по отношению к идеям развития страны, повышения качества жизни, социально-экономической и общественно-политической стабильности;

  • укрепление правовых основ и экспертного обеспечения раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними проявлений экстремизма и терроризма;

  • вовлеченность этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций, их лидеров в деятельность по развитию межнационального и межконфессионального диалога, возрождению семейных ценностей, противодействию экстремизму и нетерпимости;

  • организацию с участием институтов и представителей гражданского общества и интернет-провайдеров противодействия пропаганде экстремистских идей в социальных сетях;

  • запрещение деятельности, направленной на подрыв национальной безопасности государства, прав и свобод граждан, возбуждение этнонациональной и расовой ненависти и вражды;

  • законодательное закрепление ответственности руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных представителей власти и правопорядка за действия и бездействие, провоцирующие межнациональную напряженность и конфликты;

  • реализацию мер нормативно-правового и информационного характера по противодействию политизации этнического фактора в избирательном процессе и в партийных программах.

 

б) прогнозирование, предупреждение и урегулирование межнациональных конфликтов, которые предполагают:

  • совершенствование системы управления и координации действий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая создание уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

  • учет этнических и религиозных аспектов в работе с личным составом в Вооруженных Силах, правоохранительных органах и с осужденными в системе исполнения наказаний;

  • мониторинг состояния межнациональных отношений в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей;

  • создание общественно-государственной системы мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций, базирующейся на диверсификации источников информирования (в том числе на использование данных мониторинговой деятельности, осуществляемой общественными, этнокультурными, правозащитными и религиозными организациями, правоохранительными органами, экспертными сообществами) и предусматривающей возможность оперативного реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации в субъектах Российской Федерации;

  • обеспечение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мониторинга состояния межнациональных отношений, включая подготовку информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере реализации государственной национальной политики и взаимодействия с этнокультурными и религиозными объединениями в субъекте Российской Федерации;

  • мониторинг и анализ публикаций в средствах массовой информации, социальных сетях.

 

Сепаратизм (равно как и терроризм, экстремизм, ксенофобия) относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений. Своевременное выявление, предупреждение и профилактика сепаратизма в действиях физических лиц, объединений и организаций – залог безопасности.

 

 

Администрация городского поселения Данилов Ярославской области