Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Вербицкий Михаил Константинович 

Вербицкий
Михаил Константинович

02.06.1917 - 04.03.1944
Герой Советского Союза

 
Даты указов

1.

22.01.1944

( медаль № 1045)

Вербицкий Михаил Константинович - командир звена 118-го отдельного разведывательного авиационного полка Военно-воздушных сил Северного флота, капитан.

Родился 20 мая (2 июня) 1917 года в деревне Серково ныне Даниловского района Ярославской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б) с 1942 года. Окончил школу ФЗО. Работал слесарем-инструментальщиком на заводе "Авиаприбор" в Москве.

В Военно-Морском Флоте с 1935 года. В 1937 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище. Служил на Краснознамённом Балтийском флоте. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Совершил 37 боевых вылетов.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Командир звена 118-го отдельного разведывательного авиаполка ВВС Северного флота капитан Вербицкий М.К. к началу 1944 года совершил 267 боевых вылетов, уничтожил 21 самолёт, 13 танков, потопил эсминец и транспорт врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану Вербицкому Михаилу Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1045).

4 марта 1944 года М.К. Вербицкий не вернулся с боевого задания.

Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, медалями.

Навечно зачислен в списки воинской части Северного флота. Бюст М.К. Вербицкого в числе 6-и лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев-авиаторов (малой), открытой 14 августа 1982 года на улице Панина в посёлке Сафоново-1 ЗАТО город Североморск Мурманской области (скульптор Э.И. Китайчук; архитектор В.В. Алексеев). Фамилия Героя выбита на каменных плитах мемориала в числе 898 фамилий тех, чьих могил нет на земле, - в память лётчиков, штурманов, стрелков-радистов ВВС Краснознамённого Северного флота погибших в море в 1941 - 1945 годах, открытого 17 августа 1986 года на берегу Кольского залива в посёлке Сафоново (скульптор Э.И. Китайчук, архитектор В.В. Алексеев).


Рассказ Героя Советского Союза Селезнёва П.И. об одном из разведывательных полётов:

"… Разведка Альтен-фьорда была особо тяжелым и опасным делом. Гитлеровцы берегли его секреты крепко. Несколько самолётов, посланных туда, на аэродром не вернулись. Самолёт-разведчик, которому первому удалось вернуться из Альтен-фьорда, был скоростным бомбардировщиком Пе-3. Пилотировал его капитан Вербицкий - командир экипажа, а штурманом и лётным наблюдателем был я.

Сейчас рассказать, так всё вроде бы просто получилось у нас. Вызвали в штаб, поставили задачу: "Произвести воздушную разведку военно-морской базы Альтен, установить тип и количество базирующихся на ней кораблей противника". Приказ есть приказ. Готовимся к вылету, изучаем карту, силуэты кораблей... а у самих гвоздем сидит в головах вопрос: отчего же никто оттуда не возвращался? Секретное оружие прикрытия или еще что похуже? В общем, до чепухи несусветной договаривались. Потом приступили к разработке маршрута полета и решили посмотреть, кто как туда летать собирался. Прикинули на карте и опешили. Все до одного шли одним примерно маршрутом. Сначала над морем и вдоль норвежского побережья, затем разворот на юг и выход на объект разведки с северного сектора. А на побережье у гитлеровцев была целая сеть наблюдательных постов. Все эти самолеты засекались ими еще над морем, ПВО базы приводилась в готовность, с аэродрома прикрытия взлетали истребители... вот и вся схема. Сегодня, конечно, в уме не укладывается, как можно было раз за разом повторять одну и ту же ошибку, но в начале войны у нас не было боевого опыта и самые простые истины приходилось осваивать кровью.

От северного маршрута мы с Вербицким отказались. Над морем шли на бреющем только до траверза порта Варде, потом набрали высоту, пересекли горную цепь на побережье и за несколько сот километров от Альтен-фьорда углубились в пространство над сушей. Этот манёвр не позволил противнику определить цель нашего полёта, тем более что курс полета мы несколько раз изменяли, запутывая наблюдателей. Гитлеровцы подняли истребители, это мы слышали по радио, но навести их на наш Пе-3 так и не сумели. На Альтен-фьорд мы вышли с юга, откуда никогда еще самолеты-разведчики не появлялись. С кораблей и с суши стали запрашивать огнями, кто мы такие. Я отвечал миганием посадочной фары какую-то абракадабру, лишь бы выиграть секунды. Этих секунд оказалось немного. Противник открыл мощный зенитный огонь, а поднятые с ближайшего аэродрома истребители стали нас атаковать. Но разведка базы была нами уже закончена. Командир увел самолет в облака, там изменил курс полета и вышел в воздушное пространство над морем. Я передал по радио наши данные: обнаружен линкор "Тирпиц", крейсеры "Лютцов" и "Хиппер", восемнадцать других кораблей. При пробеге после посадки у самолета заглохли моторы: кончилось горючее. Его поставили в ремонт, штопать пробоины от пуль и осколков. Это было 27 декабря 1942 года. Почти год мы разведывали второй сектор, пока Елькин не принял его от нас вместе с Альтен-фьордом..."


Александр Ткачёв. Охота на "Тирпица": Документальная повесть.

- журнал "Честь имею", 1994, № 9 (1695), с. 67.

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем
Источники

 Герасименко Д.Я., и др. Славен героями Северный флот. Мурманск, 1982
 Герои войны. - Таллин, 1984
 Герои огненных лет. Книга 8. М.: Московский рабочий, 1985
 Герои Советского Союза Военно-Морского Флота. 1937-1945. - М.: Воениздат, 1977
 Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1. М.: Воениз., 1987
 Сидоров И. И. Поколение огненных лет. Ярославль, 1980

Материал подготовлен патриотическим интернет-проектом "Герои Страны"